Легенда о происхождении винограда кость осла льва. Легенды о вине

Десерты и торты

Уменье пить не всем дано.
Уменье пить — искусство.
Тот не умен, кто пьет вино
Без мысли и без чувства.
Вино несет и яд, и мед.
И рабство, и свободу.
Цены вину не знает тот,
Кто пьет его, как воду…

Греческая легенда
Греческое придание присваивает факт открытия виноградной лозы пастуху по имени Эстафилос. Он обнаружил пропажу одной из овец и отправился на ее поиски. Долго пробродив безрезультатно, он наконец обнаружил овцу — она была увлечена поеданием листьев с лозы незнакомого растения. Собрав несколько плодов, которыми была усеяна лоза, он отнес их своему хозяину Ойносу. Тот выжал их плодов сок, который со временем приобрел хмелящую силу, своеобразный вкус и аромат. Так появилось вино.
Персидская легенда о происхождении винограда и вина звучит так:
Однажды царь Джамшид наслаждался спокойствием, отдыхая под тенью своего шатра и наблюдая за процессом обучения лучников. Вдруг его внимание привлекла огромная змея. В ее пасти судорожно билась большая неведомая птица. Царь приказал своим лучникам немедленно убить змею. Одним метким выстрелом змея была поражена в голову и умерла. Освобожденная птица вырвалась из ее пасти, подлетела к ногам царя Джамшида и из клюва уронила к его ногам несколько зернышек, которые скоро проросли. Ветвистые «деревья», выросшие из зернышек, давали множество плодов. Царь очень любил сок этих плодов, но однажды, когда ему принесли чуть подкисший сок, царь рассердился и приказал унести его с глаз долой. Сок слуги не вылили, но тщательно спрятали. Прошло несколько месяцев. Прекрасная наложница, любимица царя, стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала отравиться. Обнаружив бутылку с отвергнутым царем соком, рабыня выпила все до дна. Естественно, она упала без чувств и после долгих бессонных ночей проспала несколько дней, а когда проснулась, то почувствовала себя здоровой и полной сил. Весть о чудесном исцелении дошла до ушей царя, и он провозгласил вино «царским лекарством» .


По библейской легенде , виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогущим Богом. Выдавливание же сока из плодов винограда было изобретено человеком — Ноем, — подобно тому, как было придумано употребление в пищу мяса. Идея посадить виноградную лозу и выжать сок из ее плодов была навеяна Ною поведением козла, которого он выпустил на волю в Киликии, у горы Корикум. Этот козел, наевшись плодов дикого винограда, опьянел и стал бороться с другими животными. Ной был так впечатлен увиденным, что решил самостоятельно посадить и вырастить виноградную лозу. Он полил саженцы кровью льва (для «сообщения крепости»), кровью мистического агнца (для уничтожения в ягодах диких свойств), а затем собрал превосходный урожай и сделал вино.
Древнегреческая легенда
Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток — вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда — ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда — ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Фракийская легенда
(Фракия — древняя страна, была расположена на границе нынешней Греции и Болгарии). Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина , а люди научились делать вино.

ВИНОГРАД - это заимствование из старославянского языка является калькой готского weinagards (wein «вино»,gards «город»). Первоначальное значение – "сад".

О винограде разными народами сложено десятки, если не сотни мифов и легенд – больше, чем о любом другом растении. Одна из самых популярных - Фракийская легенда: в одном из селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

Крестьян заинтересовали перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за ним. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать его

Древнеславянская легенда повествует, что запретным деревом из рая была не яблоня, а виноградный куст. Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Говорила Легиня сребровласая:

в золотом котле Сурица варится,

ты возьми испей-испробуй Сурицы, но помни!

Первая чаша, дает силы,

изгоняет боли, усталость и немощь…

Вторая чаша, дает веселье и вечную молодость,

изгоняет гнетущую старость…

Третья чаша для людей лишняя,

она превращает человека в животное…»

«Сантии Веды Перуна».

В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни, а вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте. Виноградная лоза символизирует Христа, сказавшего: «Я есьмь Лоза, а вы ветви».

На Украину виноград пришел гораздо позже – во второй половине 17 века. Думается, именно поэтому собственно украинских мифов и легенд о нем практически нет, но в национальных традициях, обрядах виноград занимает весьма заметное и почетное место.

В представлении народа виноградный сок - это Божья кровь, виноградник – человечество, отдельная лоза - страна, виноградная кисть – это семья, а ягода - отдельный человек. Поэтому издавна на Украине к винограду было почтительное отношение: его лозу святили в Вербное воскресенье, рушниками - божниками с мотивами винограда украшали иконы. Виноградные косточки нельзя было бросать на землю, чтобы никто на них не наступил, верили, что он защищает людей от злых сил, дарует молодым любовь и брак, а скоту – плодовитость.

В народной культуре виноград символизирует семью, красоту и прочность семейной жизни, он является символом плодородия, благосостояния, богатства и трудолюбия. Дарует больным – здоровье, мужчинам – силу, женщинам – красоту. Сад- виноград - это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить, ухаживать за родословным деревом.

Из виноградной лозы плели свадебные венки, ее изображением украшали свадебные хлеба, рушники, чтоб в семье всегда были достаток и благополучие. Невесту по традиции обсыпали сушеным виноградом, орехами, зерном, чтоб у нее были дети. На Ивана Купала гадали по виноградной лозе: бросали ее в огонь, кто перепрыгнет через нее, у того скорая свадьба.

Давняя украинская поговорка гласит: «Ягода винная – еда дивная», но вырастить ее сможет не каждый, она требует большого трудолюбия. Об этом говорится в старинной украинской сказке «Лис и ленивый Нехайло».

Жила на винограднике лиса с лисятами. Пришел по весне туда хозяин по имени Нехайло, видит - выросла между лозами молодая трава. Почесал в затылке: ладно, завтра приду с серпом, всю траву срежу. Услышали это лисята, побежали к матери, торопят ее, надо скорее уходить, а то пропадут они все. Но лиса их успокоила, она давно живет здесь и хозяина этого хорошо знает, не надо им ничего бояться. Проходит неделя, другая. Пришел на виноградник Нехайло с серпом, а трава уже высокая, серпом не взять. Махнул он рукой, ладно, приду завтра с косой и всю траву выкошу. Снова побежали испуганные лисята к матери и снова она их успокоила.

Прошло пару месяцев, опять пришел Нехайло, уже с косой. Попробовал косить, а трава высокая, жесткая, никак не берет ее коса. Постоял, подумал Нехайло, а, ладно, сожгу весь сорняк. Рассказали лисята об этом матери. А вот сейчас убегаем, сказала старая лисица, уж это он это сделает.

О, наш дорогой друг, это долгая и запутанная история. Если собрать воедино все древние мифы, манускрипты, летописи, забраться во все древние саркофаги и раскопать кучу древних городов, то создастся впечатление, что вино существовало вечно. Что оно было на Земле еще до появления тут же человека.

Ладно, может, не так и давно, но вот в 8000-4000 гг до н.э. вино существовало точно. Вы только представьте себе, как давно!

Понятное дело, никто не знает, кто точно изобрел вино. И, скорее всего, изобрели его случайно, забыв в кувшине виноградный сок , который, разумеется, добродил себе и превратился в вино .

Есть, конечно, немало интересных легенд, повествующих об истории появления вина.

Греки, например, считают, что первую виноградную лозу обнаружил простой пастух Эстафилос, пасший овец. Одна из его «подопечных» сбежала, Эстафилос отправился на ее поиски и обнаружил беглянку, мирно жующую неведомое ему доселе растение. Как мы все понимаем, это была виноградная лоза. Пастух собрал плоды с нее и отнес своему хозяину. Тот сделал из них сок, который становился только лучше со временем.

Римляне более набожны в этом вопросе и считают, что первую в мире лозу посадил Сатурн. Что ж, эти ребята частенько противоречат грекам.


Впрочем, как и персы. Хотя, последние больше особняком держатся. Но у них тоже есть своя легенда происхождения винограда и вина. Их царь, Джамшид, увидел однажды, как огромная змея пытается проглотить большую птицу. Он приказал своим лучникам поразить змею стрелой. Освобожденная птица тут же подлетела к царю и в благодарность преподнесла ему три зернышка. Несложно догадаться, что то был виноград. И царь Джамшид очень полюбил его сок. Правда, однажды ему принесли прокисший напиток, что разозлило правителя. Странно, но сок этот не вылили, а просто убрали подальше в погреба, пока одна из рабынь, страдающая жуткими головными болями, не открыла его, чтобы напиться и умереть (так нестерпима была ее боль). Но вместо смерти ее ждал крепкий сон на несколько дней, от которого она очнулась совершенно здоровой. Царь Джамшид сменил гнев на милость к прокисшему соку. Более того, его провозгласили «чудодейственным» и с тех пор частенько попивали. Но вернемся к грекам. Что они нам рассказывают об истории происхождения вина? Она, кстати, не лишена мифологичности. Во всем у них, как всегда, «виноваты» боги. А именно — Дионисий, спустившийся однажды с Олимпа посмотреть, как там на земле живут. Утомившись, он прилег отдохнуть в тень куста, а добрые пастухи, находящиеся рядом, напоили Дионисия молоком, накормили сыром. И благодарный Бог выдавил в кувшин сок из винограда , поставил его под тот же куст бродить, а после угостил чудесным напитком людей.


Вино нередко упоминается и в древней поэзии, мифологии. В Библии также нередко говорится о вине. Интересно, но нашлись люди, которые задались вопросом: а сколько раз в Библии упоминается вино? И, не поверите, они подсчитали! 521 раз! И по сей день оно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.

Конечно, есть не только мифы и легенды про возникновение виноделия и появление вина , но это уже совсем другая история.

К счастью, нам сейчас не приходится ждать, когда к нам с Олимпа спустится Дионисий и выжмет собственноручно виноградный сок для вина. Все гораздо проще: можно купить вино в интернет-магазине «WineStreet».

Мы вряд ли сможем точно ответить на вопрос когда и как возникло виноделие. Если собрать воедино все результаты раскопок, прочитать все древние мифы, летописи и манускрипты, то создастся впечатление, что вино существовало всегда, ну или появилось на свет вместе с человеком. Даже согласно книге «Бытия», после потопа Ной первым делом посадил виноградник - настолько вино славилось людьми.

Что же нам о древнем виноделии известно абсолютно точно? Древнейший известный ферментированный напиток, рисовое вино, готовили в Китае еще 9000 лет назад. На территории Ирана находили кувшины с остатками виноградного вина, изготовленного в 5400-5000 годах до нашей эры. В пещерах Армении была обнаружена древнейшая из известных виноделен, датированная 4100-4000 гг. до н. э., а на территории Греции - прессы для винограда относящиеся к 5000 годам до н. э.

Пожалуй, это все, что мы можем с уверенностью сказать о виноделии в древних городах и странах. Если рассуждать и строить догадки о том, что же было раньше, то придется обратиться к мифам и легендам. А вот их до нас дошло великое множество из разных уголков света! В Греции за вино отвечал бог Дионис (или Вакх), в Риме - Бахус, в Египте - Шаи. А об их славных похождениях было сложено немало историй.

Сегодня мы попробуем охватить хотя бы некоторые из них и расскажем о самых интересных винных мифах и легендах.

Фракия

По мнению ученых, Болгария - это одна из первых винодельческих стран в мире. Только вот название у нее раньше было другое и проживал там славный народ - фракийцы. Был у них и свой винный герой - мифический всадник, большой весельчак, великий винодел и воин, приносящий веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Считается даже, что по своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский.

Фракийская легенда о происхождении вина - весьма прозаична и даже похожа на правду. Жил в стародавние времена в одном из городов бездомный козел. Весь год бродил он грустно и одиноко, но каждую осень вдруг становился весел и бодр, радостно прыгал рядом с прохожими, а глаза его блестели счастьем. Но через некоторое время его снова одолевало уныние.

Решили жители выяснить, в чем причина радости козла, и проследили за ним в один из осенних дней. Козел привел их на пустой виноградник, где он поедал оставшиеся после сбора раздавленные виноградные грозди, которые уже успели забродить. Попробовали люди забродивший сок и начали делать вино, прославляя козла-первооткрывателя.

Древняя Греция

Сын Зевса Дионис охотился и увидел сатира Ампелоса, игравшего на свирели. Восхищенный его красотой и умением, Дионис завел с ним беседу, а после стал ему верным другом и соратником. К несчастью, как-то раз Ампелос разбился, упав со скалы. Прибежал Дионис к своему отцу - Зевсу, умоляя воскресить друга. Тогда Зевс подумал и обратил погибшего сатира в прекрасную лозу, которая приносила сочные ягоды и давала людям вино.

С тех пор Дионис стал путешествовать и учить людей выращивать виноград и делать вино. Кстати, от имени Ампелоса происходит и греческое название винограда - ampelos, а также наука о сортах винограда -ампелография.

Но это все лишь один короткий эпизод из жизни Диониса. Если обратиться к мифам Древней Греции, то мы найдем немало упоминаний этого бога виноделия. Даже героические эпосы Гомера «Илиада» и «Одиссея» невозможно представить без вина.

Древний Рим

Конечно, далеко не все легенды описывали происхождение вина. Были и другие темы, а некоторые и вовсе напоминали поучительные сказки.

В стародавние времена римский бог виноделия по имени Бахус увидел интересное растение. Путь ему предстоял долгий, а солнце пекло нещадно. Чтобы защитить росток от зноя, Бахус спрятал его в полость орлиной кости. Только вот лоза начала быстро расти. Бахус пришлось взять львиную кость, чтобы спрятать подросшее растение. Прошло еще какое-то время и на смену пришла кость большого осла.

Принеся лозу домой, Бахус дождался урожая и сделал первое вино. Конечно, он сразу дал его людям. Оказалось, виноград запомнил свое путешествие. Попробовали люди вино и почувствовали легкость, которую чувствует орел в небесах. Те, кто выпили больше, ощутили небывалую львиную смелость. А вот те, кто не смогли остановиться, превратились в глупых ослов. Мораль тут проста и понятна, а главное - актуальна во все времена: употребляя вино, нужно знать меру.

Персия

Персидская легенда о вине значительно отличается от предыдущей. И если вторая ее часть напоминает правду, то первую точно нужно отнести к разряду мифов.

Однажды персидский царь Джамшид наблюдал за тем, как тренируются его верные лучники. Вдруг он увидел как змея набросилась на большую птицу. Пожалел ее царь и тотчас отдал приказ лучникам убить змею. Благодарная за свое спасение птица подлетела к Джамшиду и выронила из клюва несколько зернышек. Зернышки проросли и превратились в прекрасные виноградные лозы, которые давали щедрый урожай.

Царь полюбил сок этих волшебных ягод. Но как-то раз слуга подал ему немного скисший сок. Рассерженный царь велел унести напиток, а слуги по неосторожности забыли, куда убрали кувшин. Через несколько месяцев на него наткнулась прекрасная рабыня, которая от сильнейших головных болей хотела умереть. Приняв скисший сок за яд, она осушила кувшин и проспала несколько дней. А вот проснувшись ощутила себя бодрой и здоровой! Тогда забродивший виноградный сок признали лекарством, и люди стали пить вино.

Древний Египет

В Египте виноделы долго не могли решить: кому им следует поклоняться - богам земли и плодородия, давшим им виноград, или богу воды, питающему лозу? Да и сами боги не могли договориться, кому из них должны поклоняться люди. Решили проблему очень просто: создавали новое божество. Так и возник Шаи - маленький бог виноградной лозы.

По легендам Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Помимо вина он считался божеством довольства, изобилия, богатства, его даже приглашали на суд Осириса! Ведь Шаи лучше всех разбирался в человеческой жизни и точно определял срок, отпущенный каждому человеку.

Моравия

Эта легенда пришла из исторического региона Чешской республики. Согласно преданию в древние и суровые времена жил правитель Хотеш, злой и своенравный. Этот тиран казнил каждого, кто был ему не по душе, и славился своими жестокими приказами. Не выдержал этого народ Моравии! После кровавого восстания Хотеша подвергли адским мукам.

Шли годы, однажды мимо замка свергнутого когда-то правителя проходил очень богатый купец и увидел красивую статую с поднятой рукой. Посмотрел купец на статую, и так она его впечатляла, что вложил он в ее руку слиток настоящего золота и пошел своей дорогой.

Вечером держал он свой путь обратно. Поравнявшись со статуей, бросил взгляд и увидел, что вместо золота рука держала гроздь прекрасных ягод. Поразил его вкус сочных плодов и рассказал он всем свою удивительную историю. Из толпы вышел старик и молвил, что языческие боги приняли дар в виде золота и простили Хотеша. Из косточек винограда вырастили лозы и научились делать вино. Вот так заслужил прощение народа жестокий правитель.

Конечно, можно бесконечно долго рассказывать о мифах, пришедших к нам из Китая или, например, от коренных жителей американского континента. Только вот вина там изначально все-таки были не виноградные, поэтому оставим их для совсем другой истории, равно как и славянские рассказы об алкоголе.

Зато, обсуждая мифологических винных персонажей, не можем не упомянуть не такого древнего, но весьма интересного - клуракана. Придумали его (а может и не придумали, а видели на самом деле) ирландцы. Клураканы - это старички в красных курточках, охраняющие вино в погребах. Эдакая смесь нашего домового и европейского гнома.

Эти существа весьма полезны: например, они отпугивают слуг, если те вздумают попробовать вино своих хозяев. Самих хозяев они не меняют и привязаны к родному дому. Если грядет переезд, прячутся в винной бочке и снова продолжают свою работу на новом месте. Кстати, если встретить клуракана и выпить с нем пору бокалов хорошего вина, он обязательно покажет вам дорогу к кладу.

ЛЕГЕНДЫ О ВИНОГРАДЕ

Легенды о дочери Солнца и Земли, или Почему выпускницам Смольного вручали виноградные медали...

Прекрасная виноградная лоза родилась давным-давно от Солнца и Земли. Ее первые грозди наливались живительным соком очень быстро, с утра до сумерек. И те, что успели созреть на рассвете, покрылись нежным розовым румянцем утренней зари. Грозди, которые созрели днем, вобрали в себя золото полуденного солнца. Ягоды же, созревшие поздно вечером, с наступлением темноты приняли цвет южной ночи - темно-синий и восково-черный. Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе. И дело тут не только в конечном напитке.

Звезда Виноградица.

Было время, когда гроздья винограда росли на ветвях огромных вязов, так как виноградной лозы еще не было. И тогда щедрый Дионис решил подарить своему любимцу, юноше Ампелу, сыну сатира и нимфы, сочную виноградную гроздь. Но предложил ему самому взять подарок, находившийся на тонкой и длинной ветке очень высокого вяза.

Несчастный Ампел, не добравшись до грозди, упал с дерева и разбился насмерть. Горько оплакивая гибель своего любимца, Дионис превратил его тело в чудесную гибкую лиану с виноградными гроздьями и назвал растение «ампелос», а из души сотворил новую звезду - Виноградицу.

И сейчас можно увидеть эту звезду на небе или на звездной карте в созвездии Девы. А имя бедного юноши, данное Дионисом чудесному растению, осталось увековеченным в истории виноградных наук, так как от него позаимствовали свои названия науки ампелология и ампелография.

Для греков виноград был объектом настоящего культа, эмблемой цивилизации.

Как впервые был приготовлен самый популярный напиток из винограда

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее росток и пошел дальше. В руке юного бога растение стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки.

Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растение вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительная находка все росла и росла.

Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил его вместе с костями. Кустик быстро разросся.

К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первый напиток из винограда и стал услаждать им людей.

Но случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Персидская легенда.

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог его сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня. И он забродил...

Грузинская легенда.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же.

Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток? Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал: - Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!

Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал: - Кто еще выпьет, распетушится, как я!

Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал: - Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!

Наконец, пришла лиса. Осушила чашу и сказала: - А кто еще выпьет - вкрадется в него напиток воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.

Вот так и действует до сих пор виноградный напиток на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Легенда о белокрылом аисте.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы.

Осажденным грозила гибель, и враги уже торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили. С тех пор аист стал символом счастья, благополучия и богатства молдавской природы.

Божественная лоза.

В процессе превращения ягоды винограда из одного состояния в другое древние люди усматривали нечто магическое, вовлекающее в процесс брожения какую-то сверхъестественную силу. Поэтому всегда считалось, что вино имеет божественное происхождение.

Виноградная лоза - один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: «Я есмь виноградная Лоза» («Евангелие от Иоанна», 15:1). Ученики - это побеги, лоза и виноградные гроздья и хлеб в причастии символизируют тело и кровь Христа.

В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ, вместе с фиговым деревом она - символ мира и достатка.

Виноград в геральдике.

Виноградная лоза и виноградные грозди вошли в гербы городов: Чугуев, Изюм, Аккерман, Ялта, Ташкент, Телави и др. В гербах Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана также имеются изображения винограда. На монетах древних государств, население которых занималось виноторговлей, имеются изображения винограда.

Самая древняя русская медаль с изображением винограда, относящаяся ко времени царствования Екатерины II, была учреждена для награждения воспитанниц Смольного института. На медали виден виноградник, а под ним надпись: «Тако созревают».