Роль князя Л.С. Голицына в виноделии Крыма

Заготовки на зиму
- Сентябрь, 29th 2005

В 1892 году в Париже выходит книга «Вина России» (авторы - Л. Порте и Ф. Рюиссен), в которой можно было, в частности, прочесть:

«Из всех стран мы меньше всего знали Россию. Новостью, пришедшей в винодельческую конкуренцию, было то, что Россия вошла сюда огромными шагами, и шагами хозяина. Впервые можно было увидеть на выставке русского, не только председательствующего в жюри по вину, но и очаровавшего всех как утонченностью своей осведомленности, так и известностью своих предков Его называли королем экспертов. Бутылки с вином, привезенные русскими, были оформлены этикетками, изображающими побережье Черного моря»

1900 год, Париж, Всемирная выставка. Странное сооружение Эйфеля и не менее странный русский князь – Лев Голицын. Разве не странно – приехать во Францию со своим шампанским?! Да, он блестяще образован (говорят, окончил два университета – в Сорбонне и Москве, - писал докторскую, готовился преподавать). Но, право же, он странный: 20 лет назад все бросил, уехал из столицы в какую-то глушь, в Крым (где это вообще?). Зачем ему было нужны эти скалистые берега? Назвал свое имение с претензией – Новым Светом. Закладывает виноградники, строит дороги, завод, подвалы для выдержки вин, завозит лозы со всего света, приглашает специалистов из Франции, но их же и выгоняет, говорит: «Не может иностранец болеть душой за русское вино…»

Он очень любит Францию (в Париже бывает каждый год) и без ума от Крыма. Вдоль моря среди скал тропа – любимое место прогулок князя. Его заветная мечта – создать здесь вина, способные конкурировать с французскими. За годы кропотливого труда проделаны сотни опытов, заложены в подвалы тысячи бутылок; на дегустации пускают всех желающих. В лабиринтах подвалов, освещенных свечами, образцы вин со всего света (эта коллекция не имела себе подобных в мире!) Большой любитель необычных дегустаций, Голицын сразу выделяет тех, кто знает толк в винах: если по его описанию, к слову сказать, очень образному, раскрывающему все нюансы вкуса и букета (недаром во Франции его называли князем винных экспертов!) вы безошибочно угадываете описанное вино среди нескольких предложенных, то он непременно подарит вам бутылку этого вина, какой бы дорогой она ни была!

Его ликерные и крепкие вина из Нового Света с восторгом принимают на российских и международных выставках, награждают золотыми и серебряными медалями. Император дает высочайшее разрешение помещать на этикетках рядом с гербом Голицыных российский герб – двуглавого орла. Эти же вина очень дорого продают коллекционерам через 100 лет (на аукционе «Сотбис» в Англии в 1990 г. ликерное вино «Мед с алтайских лугов» князя Голицына было продано за 35000 долларов). Часть коллекции Голицына теперь хранится в энотеке , в той самой знаменитой на весь мир Массандре, главным виноделом которой, в период ее становления, он был назначен.

Но вернемся в Париж, на Всемирную выставку 1900 года…

Русский князь, который в прошлом году покорил французов своими мускатами, на этот раз слишком далеко зашел: привез на дегустацию русское шампанское! На что он рассчитывает?! В одежде, напоминающей нечто среднее между одеянием французского художника и татарского купца, с львиной гривой седеющих волос, большой окладистой бородой, с иронично-властным взглядом сквозь без конца падающее пенсне, рокочет басом на отличном французском языке о десяти годах работы по шампанизации крымских виноматериалов. Утверждает, что подобрал лучшее сочетание из пяти сортов винограда: красные – Пино Фран и Мурведр, белые – Шардоне, Алиготе и Рислинг. Неужели он не читал книгу французского ученого-шампаниста Робинэ, в которой черным по белому написано: «… ни одна страна, несмотря на все усилия, не может приготовить игристые вина с теми же качествами, какие эти вина имеют в Шампани»? И далее: «… производство этих вин настолько сложно, что мы решаемся издать свою книгу о технологии производства шампанского без боязни повредить родине шампанских вин».

Но тише, сейчас огласят результаты дегустации. У нескольких марок французского шампанского золотые медали. Не многим присужден кубок Гран-при – высшая награда Всемирной выставки. Среди них – шампанское «Парадиз». Да это русское шампанское князя Голицына! Его приравняли к французскому?! Да что же это? Да где этот Крым, господа, находится, в конце концов?!

Виват князю Голицыну! Виват крымскому шампанскому!

Но на этом история русского шампанского в Париже не заканчивается. На торжественном обеде в честь председателя экспертной комиссии графа Шандона, совладельца известной шампанской фирмы «Моэт и Шандон», были подняты бокалы с шампанским за французских виноделов – гордость Франции, создающих такое восхитительное вино уже на протяжении ста лет… Все было замечательно, но тут встал этот русский князь и прогрохотал: «Вы, граф, сделали мне отличную рекламу, так как в настоящую минуту мы все пьем мое вино». Какой пассаж! Сам Шандон принял русское шампанское за свое!

После того как крымское шампанское высоко оценил , князь Голицын переименовал шампанское «Парадиз» и назвал его «Коронационным». Когда Крым стал Советским, «Советским» стало и шампанское. Сегодня, спустя сто лет после триумфальных событий в Париже, новосветовское шампанское, отправляемое на экспорт в Европу сотнями тысяч бутылок, доказывает, как прав был князь Голицын, который всю жизнь абсолютно верил в успех крымского виноделия.

Предлагаю в знак глубокого уважения к памяти славного русского винодела Льва Сергеевича Голицына и чувством гордости и патриотизма у новогодней елки, под бой курантов откупорить бутылку шампанского «Новый Свет», пожелать своим близким счастливого, доброго Нового года и… рассказать эту волшебную, но очень правдивую историю.

P.S. А будущим летом непременно побывайте в той части Крыма, которая так и зовется с тех пор – Новый Свет. Имение князя, и живописная бухта, и «Царская тропа», и завод, и дегустация шампанского ждут вас! Здесь специально побывал царь Николай II в свое время. Отчего бы и вам не побывать?

«Сколько будет стоить человек, столько будет стоить и вино. Мы все, господа, верим в русское виноделие, - говорил он. - Это будущее богатство России, но нам нужно сплотиться, чтобы создать это богатство. Если бы наше поколение этого и не достигло, то уж нашим детям, во всяком случае, откроется горизонт - что делать, так как мы укажем им путь и дадим метод».

Шампанское «Лев Голицын», отзывами о котором наполнено множество форумов, производится компанией «Игристые вина» в Санкт-Петербурге (бренд «Наследие мастера»). Примечательно, что уже несколько поколений отечественные виноделы пытаются оспорить права французской провинции Шампань на эксклюзивность наименования «шампанское». Рассмотрим особенности производства этого вина, историю его создания и отклики потребителей.

История создания

Отзывы подтверждают, что шампанское «Лев Голицын» названо так неспроста. Дело в том, что князь, имя которого указано на бутылках с игристым вином премиум-класса, сыграл ключевую роль в развитии виноделия в России. Именно он создал напиток, используя оригинальную технологию. В результате французские специалисты признали его высокое качество. В 1900 году вино было представлено под видом шампанского. Сделано оно было на личном заводе князя из крымских сортов винограда. Судьи были покорены напитком и отдали производителю Гран-при.

Вскоре Голицын раскрыл свою уловку, однако французам только осталось дополнительно подтвердить максимальную схожесть российского вина и продукта из Шампани. Руководствуясь этими историческими данными и авторитетом князя, компания «Игристые вина» из Питера решила запустить новую линию под звучным именем известнейшего русского винодела. Сейчас подход к изготовлению продукта несколько изменился. Сырье предоставляется из Европы, Южной Америки, Африки, а сами винокурни не строятся непосредственно около виноградников.

Производитель шампанского «Лев Голицын»

Давно идет извечный спор по поводу определения наименования напитка как класса. С одной стороны, не все шипучие вина, произведенные в провинции Шампань, попадают под категорию шампанского. И наоборот, если сравнить органолептические качества и метод классического производства, многие другие алкогольные напитки из винограда могут относиться к шампанским винам. Один раз этот факт французам как раз и доказал князь Голицын.

Питерский завод игристых вин как производитель предпринимает все возможное, чтобы предложить потребителю качественный продукт. Изготовитель имеет существенное преимущество, так как находится в портовом городе. То есть особых проблем с поставками отличного сырья в короткие сроки из различных стран не возникает.

Технологические особенности

Для шампанского «Лев Голицын», цена которого в рознице стартует от 270 рублей за бутылку, поставщики сырья отбираются ежегодно. Это связано с возможностью изменения климатических условий и прочих особенностей винодельческих плантаций. Специалисты тщательно отбирают претендентов, лично посещая виноградники, с которых будет поставляться материал для производства вина.

Контроль качества выполняется на каждой стадии изготовления напитка. После снятия проб при необходимости принимаются меры по стабилизации вкуса с учетом сорта продукта, каждый из которых имеет свои стандарты. Благодаря инновационным технологиям и тщательному подходу к изготовлению шампанское «Лев Голицын» (отзывы это подтверждают) можно смело назвать напитком, который соответствует всем качественным критериям.

Ассортимент

Рассматриваемая серия игристых вин разрабатывалась с учетом ассамбляжа, дополнительной выдержки и путем применения запатентованной технологии завода «Новый Свет». Линейка шампанского «Лев Голицын» представлена тремя видами напитков. Каждая бутылка оснащена этикеткой с информацией о продукте и производителе, а также этикеткой, на которой изображены инициалы известного князя-винодела.

Предлагаемые сорта:

  • Брют. Его делают из винограда сортов Совиньон Блан, Пино, Шардоне. Вино отличается характерным узнаваемым фруктовым вкусом и прозрачным желтоватым цветом с соломенным оттенком.
  • Полусладкое шампанское «Лев Голицын» пользуется большой популярностью. В его производстве применяются сорта Пино Блан, Совиньон, иногда в купаже присутствует Шардоне. Аромат вина содержит отчетливые нотки яблока и сливы. На вкус продукт сладкий, свежий и не приторный.
  • Полусухое игристое вино вмещает значительное количество сахара, делается из популярных виноградных сортов Шардоне и Пино Блан. В запахе напитка присутствуют выраженные ноты спелой груши и белых цветов.

Как свидетельствуют отзывы, шампанское «Лев Голицын» в разном исполнении для любителей может показаться одинаковым. Это говорит не о его сомнительном качестве, а о том, что вино ориентировано на среднестатистического потребителя. При этом напиток соответствует всем европейским и внутренним стандартам. Шампанское отлично подходит для празднования юбилеев, значимых мероприятий и памятных дат.

Шампанское «Лев Голицын», цена которого не самая низкая, но вполне подъемная, проверялось специалистами «Знака качества» на соответствие заявленным характеристикам. В итоге было выявлено, что посторонние включения вредных и тяжелых веществ составляют не более (мг/кг):

  • Мышьяк - 0,01.
  • Свинец - 0,01
  • Ртуть - 0,01.
  • Кадмий - 0,01.
  • Железо - 1,7.
  • Диоксид серы - 113.

После проведения лабораторных исследований игристые вина «Лев Голицын» были отнесены к продуктам высокого качества. Кроме того, напиток не только соответствует рамкам установленных стандартов, но и достигает опережающих показателей Роскачества.

Тестирование

Вино не имеет искусственной газации, что свидетельствует об использовании естественного процесса брожения без углекислоты. Вместимость этилового спирта и концентрация сахара находятся в пределах показателей ГОСТа, как и массовая концентрация экстракта, а также этилового спирта.

Микробиология и концентрация кислот указанного напитка - в пределах опережающего стандарта Роскачества. Товар был награжден отечественным «Знаком качества» с учетом всех критериев исследований.

Шампанское «Лев Голицын»: отзывы

Отклики покупателей, которые уже не первый год приобретают рассматриваемое вино для различных торжеств, свидетельствуют о том, что данный продукт отличается высоким качеством, насыщенным вкусом и приятным ароматом. Кроме того, пользователи отмечают отличное сочетание параметров цены и качества. В плане ассортимента также особых претензий нет. «Лев Голицын Брют», «Полусладкое» или «Сухое» - самые популярные среди шипучих вин.

Что касается оформления и формы тары, с этим также все в порядке. Бутылка выполнена в классическом стиле, оснащена этикеткой с информацией о товаре и производителе, а также логотипом торговой марки и портретом князя Голицына. Пробка - корковая, донышко - вогнутое, усиленное. Потребители советуют покупать вино в лицензионных торговых точках (с акцизной маркой). Так вы сможете избежать разочарований от покупки подделки.

Достоинства

Основываясь на отзывах о шампанском «Лев Голицын», хотелось бы отдельно отметить его преимущества и недостатки. Начнем с достоинств:

  • Высокое качество, использование отборного сырья с лучших виноградных плантаций.
  • Соответствие всех технологических процессов внутренним и европейским стандартам.
  • Наличие трех сортов игристого вина данной марки.
  • Оптимальное сочетание цены и качества.
  • Приятное послевкусие, характерный аромат фруктов и цветочных ноток.

Среди ценителей игристых вин отрицательных отзывов об этом напитке практически не нашлось. Единственное, что хочется отметить, - чрезмерное употребление любого алкоголя является вредным для вашего здоровья.

Сен 27, 2009 автором в рубрике

Лев Сергеевич Голицын, самая мощная фигура в российском виноделии, объявился и среди виноделов, и в Крыму нежданно-негаданно, в прямом смысле слова – по воле случая. Вокруг его талантливой, кипучей и противоречивой личности всегда будут роиться легенды и дифирамбы, сплетни и выдумки; восхищение, недоумение, зависть…
В этом раздела пока не упоминается Новый Свет – о нем отдельно. А вот Удельные имения – это и материальные ресурсы, и специалисты, с помощью которых (а иногда и преодолевая сопротивление которых) князь Л.С. Голицын создал русское промышленное виноделие и не только в Крыму.
Именно с крымскими винами он впервые добился мирового признания. Совместное творение профессиональных виноделов и неистового дилетанта – это, прежде всего, “ ”, а затем и кавказские «Абрау Дюрсо» и имения в Кахетии.
Итак дегустировать в этом разделе будем вина «Массандры».
Начнем с белых сухих, хотя и не характерных теперь для «Массандры», но в конце XIX века 90% вин Южнобережья составляли именно натуральные белые и красные вина. Мода на них сейчас резко возрастает, растет и производство.

Алиготе Крымское
Великолепное белое сортовое столовое из винограда сорта Алиготе. Виноград для этого вина собирается в восточных владениях «Массандры» — в Судакской долине. Выдерживается два года в дубовых бочках. Обладает тонким сортовым букетом с оттенком луговых трав и дубовой выдержки. Нюансы букета продолжают раскрываться во вкусе и тогда можно угадать характерную легкую ароматную горечь ромашки. Крепость 10-12%. Хорошо для утоления жажды и к легким неострым закускам из рыбы, овощей, белого мяса птицы.

Французский сорт Алиготе был одним из основных, с которыми Голицын экспериментировал для приготовления шампанского, одним из первых – одобренных для этого. Сейчас возделывается на больших площадях Предгорного Крыма прежде всего для материалов на

Почему же самая главная и самая простая мысль Голицына о том, что каждый район должен иметь свой тип вина, в Крыму так и не получила воплощение? Более того, нам в наследие он оставил именно подражание винам Шампани, а вовсе не всемирную славу исконных вин Крыма (того же Кокура Качинского)?
В 2000 году московская компания “Легенда Крыма” осуществила издание книги “Князь Л.С.Голицын. Выдающийся русский винодел”, авторы Н.К. Ламан и А.Н.Борисова. Эта кропотливая исследовательская работа хороша не только своей полнотой, документальностью, основательной подборкой отзывов современников, авторских работ Л.С.Голицына и его личных писем. Все это сделано без навязывания оценок, без ярлыков. Действительно, значительная часть проблем и задач, споры вокруг которых разжигал огнем своей души Лев Сергееевич, все так же остры и сегодня.
Надо ли подражать лучшим европейским маркам? Можно ли для удешевления вина использовать сахар и красители? Можно ли использовать названия, сложившиеся в других странах?
Князь Голицын пришел в виноделие случайно, но титул “Короля Экспертов” мог получить только такой аристократ и такой идеалист. Только он мог истратить три огромных состояния, чтобы создать Новый Свет и собрать коллекцию вин, по своей роскоши и научному значению, до сих пор не имеющую себе равных в мире.
Род князей Голицыных происходит от Великого князя Литовского Гедемина (XIV век) и переплетается с самыми знатными родами России, Польши и других стран. Говорят, что Лев Сергеевич мог запросто сказать Николаю II нечто вроде: “Род наш, вообще-то, древнее Романовых, ну да уж ладно, царствуй…”
Во всяком случае, целая галерея славных предков, создававших Российскую империю, всегда незримо требовала и от Льва Сергеевича, до конца дней имеющего мелкий чин коллежского регистратора, взгляда на судьбу России как на свое личное дело. Голицыны служили опорой Дмитрию Донскому, Василию III, Ивану Грозному, а первого императора Петра Великого воспитал Борис Алексеевич Голицын.


Герб князей Голицыных, который и теперь помещают на этикетках вина, имеет в верхней половине щита изображение всадника, скачущего на белом коне, с поднятой саблей – знак происхождения от Гедемина. В Белоруссии этот геральдический образ называется “Погоня” и является национальной святыней. Первые литовские князья были православными, от них идет отсчет белорусской государственности. Для современной Литвы этот всадник – часть государственного герба.
В правом нижнем отделе щита на гербе Голицыных повторен герб Новгорода: два черных медведя охраняют трон со скипетром и крестом, а в левом нижнем – на фоне равноконечного креста показан российский государственный герб.
В 1408 году праправнук Гедемина породнился с потомками Александра Невского – отсюда Новгородский герб на щите. А в целом все части щита, увенчанные княжеской короной, символизируют заслуги рода в создании и защите империи.
Девизом фамильного герба была надпись по латыни “Recta et ultra” (Прямо вперед), но Лев Сергеевич придумал собственный: “Vir est Vis” (Муж есть сила), и именно с этим девизом герб изображался на его винных подвалах и этикетках вин. Для домашнего сервиза, впрочем, оно заказал герб с прежним родовым девизом. Такое разделение вполне соответствует современному патентного праву, выделяя торговую марку Льва Голицына от родового знака всех князей Голицыных вообще.
Отец Льва Сергеевича был душой Петербургского общества, часто встречался с А.С. Пушкиным. А в сюжет знаменитой “Пиковой дамы” легла история о бабушке Сергея Голицына Наталье Петровне.
Впрочем, от русской культуры Лев Сергеевич был долго изолирован, чем можно объяснить его фанатичный патриотизм в старости. Лишь в 19 лет он стал брать уроки русского языка для поступления в Московский университет, но до конца дней говорил с сильным акцентом, а писал только по-французски. Привычный для нас по портретам мужицкий армяк и баранья шапка лишь компенсировали нехватку русского в юные годы. В семье он общался обычно по-французски. Вообще его русский язык, а нередко и нецензурные выражения чаще звучали именно в среде аристократов, например в московском Английском клубе.
Однако, оставим в стороне эксцентричность и настроимся на аристократический лад с помощью замечательного вина из бордосского сорта Мерло, недавно возобновленного на «Массандре»

Родился Лев Голицын 12 (24) августа 1845 года в Польше, в фамильном замке Радзивиллов, из рода которых была его мать графиня Езерская. Мать была католичкой, трое ее дочерей воспитывались в католичестве, а трое сыновей в православии. Домашнее воспитание Льва Голицына дало ему свободное владение польским и французским, неплохое – немецким, а затем он учился в Бельгии, вероятно в частном пансионе. Документов о результатах этой учебы не сохранилось.
В 1862 г. Л. Голицын окончил Сорбонну (коллеж Парижского университета) с ученой степенью бакалавра права. В 1864 г. уже в Петербурге он поступил на службу в Министерство Иностранных дел и через 3 года по собственному прошению “уволен от службы” в чине коллежского регистратора – нечто вроде нынешнего младшего специалиста.
Осенью 1867 года поступает в Московский университет за свои средства, сдав экстерном экзамены в III-й гимназии. Оценки отражают скорее некоторую неуравновешенность характера, чем уровень знаний: лишь математика на отлично, но латынь, французский, немецкий, история и география – на удовлетворительно, зато русский и физика – хорошо.
Его товарищ по учебе Н.В. Давыдов оставил такие воспоминания: “Занимался он урывками, запоем… и работая днем и ночью, а там внезапно совсем исчезал из Москвы, занимался своими материальными делами, уезжал за границу…
Экзамены держал он в университете всегда удачно…, но я не вполне уверен в том, что его ответы точно совпадали с вопросами…”.
Описывается как типичный такой “инцидент” на экзамене у профессора Юркевича: “Взяв билет, Голицын начал отвечать, развивая перед профессором на своем особом наречии и не особенно понятно какое-то положение, вероятно не без внесения в него личных его взглядов. Юркевич … пробовал раза два … возвратить его к существу билета, но Голицына уже занесло…
Наконец Юркевич вскочил, застучал по столу и, побледнев от волнения, объявил Голицыну, что он прекращает экзамен и ставит ему единицу, так как он ничего не знает и несет какой-то сумбур. Голицын рассвирепел…, стукнул кулаком по столу так, что стоявшая на нем чернильница перевернулась и залила сукно и бумаги, заревел на профессора: “Вы не смеете со мной так говорить, извольте меня выслушать”.
Юркович был совсем миниатюрный человечек…, а Голицын большого роста, широкоплечий, с купными чертами лица, большой бородой и с длинной шевелюрой, а голос у него был громоподобный. Юркевич растерялся, дрогнул и быстро исчез из аудитории.
История эта кончилась обоюдными извинениями… и переэкзаменовкой…”
На третьем курсе Голицын получил золотую медаль за сочинение “О судьбах народных собраний в Риме по трибам”. Он был лучшим студентом профессора римского права Н.И. Крылова и за время учебы издал за свой счет несколько книг с его лекциями.
14 июня 1871 г. он получил Аттестат Московского университета с утверждением в степени Кандидата права. А 6 августа у него появляется незаконнорожденная дочь Софья. История эта не охотно освещается биографами князя, но именно она поставила крест на его подготовке к профессорскому званию в МГУ и привела его в Новый Свет и к виноделию.
Но сделаем небольшой перерыв в перемывании костей славного князя и освежимся, порассуждая о случайностях. Они часто входят в историю, поскольку ведут к непредсказуемым переменам. Немало их и в мировом виноделии.
Мадера — вино, рожденное по воле случая. Португальцы отправили бочки с вином с острова Мадейра в Индию. Долгое путешествие под жгучим экваториальным солнцем вызвало необычное помутнение и «разлаженность» вина, которое из-за этого не удалось продать. Вернувшись назад после «солнечного круиза», вино приобрело новый характер и заиграло золотистым оттенком. Вкус его стал необыкновенно крепким, густым и ни на что не похожим, для чего впоследствии в обиход вошло выражение «мадерные тона». «Дважды рождённая солнцем» — говорят о мадере. В русском винодельческом лексиконе слово «Мадера» впервые появилось в 1892 году в Крыму. С тех пор и выпускается Мадера Массандра. Голицын был большим противником переноса в практику русского виноделия подобных названий, но ничего лучшего для вин этого типа так и не придумано

Уже зная по своим опытам в степной, предгорной и береговой зонах, что на Южном берегу интересные тонкие вина можно получать только креплением и выдержкой, князь Голицын фактически зачинает славу десертных вин “Массандры” еще в старых подвалах отдельных имений.
В 1894 году известный гидрогеолог Головкинский подбирает место для главного подвала. Проект разработал архитектор В.Н. Чагин. В 1898 году строительство под руководством инженера А.И. Дидриха было завершено. Учитывая, что это были первые подвалы тоннельного типа, подобные только лучшим хозяйствам Франции, личное участие Голицына можно признать решающим. Только он мог убедить императора затратить 1 млн. 100 тыс. рублей. Итог: 7 тоннелей, расходящихся радиусами, общей протяженностью в 2 версты, вместимостью всех бочек до 80 тыс. ведер (1 ведро=12,4 л) и 1 млн. бутылок.
В 1895 году завершена и перестройка подвалов в Судаке, где у наследников Ларгье также приобретены виноградники. Французский винодел начинает там опыты по производству шампанского, которые затем стали основой для промышленного производства в Абрау Дюрсо на Кавказе.
В этот период Голицын оставляет Новый Свет на попечение Н. Трубецкого и занимается виноделием и виноградарством во всех Уделах: на Кавказе, в Кахетии, в Тифлисе, в Москве. Он успешно представляет удельное виноделие на выставках, например в Бордо в 1895 г. получает Гран При.
Но к 1898 г. противоречия между ним и чиновниками Уделов достигают такого накала, что он оставляет службу и демонстративно отказывается от вознаграждения. Сто тысяч рублей он переводит в Министерство Земледелия, чтобы с процентов этой суммы раз в четыре или пять лет выдавалось несколько премий за лучшие вина, столовый виноград и научные работы. Премия носила имя покойного Александра III, которого к тому времени сменил Николай II.
Обращение к новому монарху отмечается лишь в 1903 году, когда Голицын подает на высочайшее имя проект закона о борьбе с фальсификацией вин. Незадолго до этого Одесский винодельческий съезд признал большинством голосов, что вина с добавлением патоки, бузины, дегтя, свекловичного сахара, картофельного спирта и прочих безвредных для здоровья веществ должны в торговле обращаться под теми же названиями как и натуральные вина. Идеологом пищевых добавок и красителей был В.Е. Таиров, выражавший коммерческие интересы виноделов Бесарабии (теперь Молдова и Одесская область). Площади и урожайность виноградников там были огромными, но вина получались не интересными ни по цвету, ни по вкусу. Долгая и сложная работа над качеством вина никого не интересовала, в том числе и царских виноделов.
Вообще, только из выступлений 1900-х годов можно догадываться о причинах разрыва Голицына с Удельным ведомством:
— коммерческие успехи на фоне гигантских затрат были вовсе не так ощутимы, как награды на выставках. В Новом Свете он растратил состояние свое, Надежды Засецкой и состояние своей жены графини Орловой-Денисовой. Об убытках Уделов судить трудно, но ясно, что Голицын стремился не к прибыли, а к славе российского виноделия;
— его высказывания по поводу приглашенных иностранных специалистов были слишком резкими (хотя, по большей части справедливыми);
— Удельное ведомство главным для себя считало получение высоких доходов, в том числе с учебных заведений типа Никитского (Магарачского) училища садоводства и виноградарства и с опытных хозяйств, а вовсе не научные результаты;
— огромный российский рынок позволял отказаться от соперничества с Францией и другими странами, а мода и разнообразные потребности царской кухни требовали большого ассортимента вин и прежде всего в рамках уже устоявшихся знаменитых иностранных типов.
Ученик и сподвижник Голицына винодел М.А. Ховренко вовсе не называл свои крепленые вина портвейнами. Но к началу ХХ века все виноделие уже заполонили иностранные марки. Никакого отклика не нашло выступление Голицына на съезде в Одессе: “Нас интересует дать иностранные названия нашим винам – херес, мадера, портвейн, рогом. Мы стараемся не создавать типы вина, а только подражать другим, и, даже подражая, мы не отдаем себе отчета в том. что мы делаем. Мы подражаем рублевому портвейну, который на самом деле не есть портвейн; подражаем дешевому лафиту, который не есть лафит, и подражаем икему, который даже главной лозы не имеет.
… Господа виноторговцы Петербурга собрались, чтобы обсудить проект Московского комитета, и из 13 человек выступило 11 немцев. “Фальсификации нет в России, к суду тех, кто он ней говорит”.
… Кризис, по мнению этих торговцев, создался потому, что разводятся виноградники. Чтобы быть логичным, надо все виноградники вырубить и пусть гуляет по России иностранное вино под фальшивыми названиями”. Голицын считал правильными лишь простые двойные имена из названий сорта винограда и местности.
Хотя Голицын и оказался в среде виноторговцев в меньшинстве, заслуги его перед российским виноделием были в сентябре 1903 года отмечены в честь 25-летия его деятельности в Новом Свете. Поздравительная телеграмма от Николая II, приветственная речь от представителя Уделов В.Н. Мартынова наметили некоторое сближение.
К 1912 г. Голицын добился спасения от банкротства своего детища – Нового Света, передав часть виноградников и часть подвалов в дар Николаю II. Этот “подарок” встретил значительное сопротивление чиновников, поскольку за счет казны Голицын еще построил потом в Новом Свете водопровод (из соседней долины, достаточно сложный и затратный), проложил дорогу из Судака, а также значительно улучшил условия для своей коллекции, сохраняя долгое время над ней полный контроль.
В конце концов основная часть редких вин оказалась в Массандре, а уникальные художественные произведения в годы Гражданской войны исчезли.
За исключением игристого вина “Original Krymskoje”, Крым так и не дал миру ни одного коммерчески значимого типа вина. Но в подражании лучшим мировым типам все же добился признанных высот.
Противостояние и сотрудничество, споры и взаимные уступки специалистов Удельного ведомства и Льва Голицына определяют главные черты элитного крымского виноделия до сих пор. А появление новых вин уже в третьем тысячелетии – как оригинальных местных, так и повторяющих иностранные типы – не ставит точку в этом диалоге.
Вообще название не характерно для вин Голицына, да и записей о его составе он не оставил. Среди виноделов уже давно ходит байка о том, что он просто слил в бочонок результаты опытов с самым распространенным, но слишком простецким крымским сортом Кокур. Ну а подвальные рабочие завершали им свой обед и поразившись необычному сложному, действительно многослойному, вкусу этого вина, окрестили его Седьмым небом. Под таким названием князь и заложил в коллекцию несколько бутылок. Уже в середине ХХ века главный винодел Массандры профессор А.А. Егоров оставил свою расшифровку состава купажа. В результате 4 лет экспериментов (1996-1999) талантливый винодел совхоза “Малореченский” С.В. Задорожный отработал сложную технологию – опять же многоступенчатую – в сборе винограда, его начальной обработки по сортам и купажирования. Вот такой памятник получил князь Лев Сергеевич Голицын уже от советских виноделов.

Правда, тут, скорее, не история не напитка, а рассказ о том, как князь Лев Голицын с шампанским этим французов обманул.

Для начала предыстория

Князя Голицына можно считать странным. Ну, право! Бросает все в Москве, переезжает в какую-то глушь, в Крым (где это вообще?), строит там дороги, завод, разбивает виноградники и думает, что сможет конкурировать с французскими виноделами. Не сумасшедший ли?

Кстати, приглашает тех же французских виноделов, чтобы они помогли ему в непростом деле производства вин, но тут же их и выгнал: ну, не может французский человек болеть душой за русское вино!

Но Францию князь Голицын любит. Ездит туда не по разу в год. Но Крым ему все же милее. Здесь он и продолжает корпеть над своими напитками. Годы труда и бесконечных опытов. Тысячи бутылок из самых разных стран заложены в погребах, на дегустации которых, кстати, мог прийти любой желающий. А если он по описанию от князя Голицына угадает вино, то тут же получит его в подарок, каким бы дорогим это вино ни было. Да, этот человек был большим знатоком вин, но мечтал создать свое, ничем не хуже, а даже лучше, других.

И ему это удается! Однажды он покоряет французов своими мускатами. А годом позже...

История с шампанским от Голицына


Итак, годом позже. А именно, случилось это в 1900-м.

Франция. Париж. Всемирная выставка. Князь Голицын на ней. Привез, вы только представьте себе, российское шампанское! На минуточку: шампанское. Из России. А тогда уже было указание на то, что шампанское производят только во французской провинции Шампань. И нигде в мире подобного создать не могут. И дело же не просто в запрете: мол, мы — первые, а вы все — права не имеете. Нет! Создать аналогичный напиток невозможно в другой стране!

А этот высокий мужчина, одетый не то как купец, не то как французский художник, с седой бородой, рокочущим голосом утверждает, что создал шампанское, что подобрал лучшее сочетание сортов винограда: красные Пино Фран и Мурведр, белые — Шардоне, Алиготе и Рислинг. Неужели этот русский не читал книгу французского шампаниста Робинэ, где черным по белому написано: «... ни одна страна, несмотря на все усилия, не может приготовить игристые вина с теми же качествами, какие эти вина имеют в Шампани»?

Но вот оглашение результатов. Не многие шампанские вина получили награды. И уж совсем небольшому количеству достается Гран-При — высшая награда Всемирной выставки. И среди них шампанское «Парадиз». Это же русское шампанское ! Князя Голицына! Откуда там оно? Из Крыма?

Где это вообще?


Но это еще не вся история.

Торжественный вечер, посвященный председателю комиссии графу Шандоне, совладельцу известной фирмы по производству шампанского. Все присутствующие поднимают бокалы с французским шампанским, гордостью страны. Все бы ничего, но посреди вечера встает тот самый князь Голицын и громогласным своим голосом заявляет: " Граф, вы сделали мне отличную рекламу, потому как в настоящую минуту мы все пьем мое вино!«. Это нонсенс: сам граф Шандоне не отличил свое шампанское от чужого.

А что потом

Князь Голицын претенциозно называл «Новый Свет». И вот ликеры и вина из «Нового Света» вызывают восторг у российских потребителей. Сам Император по достоинству оценивает их вкус и даже позволяет поместить на этикетку двуглавого орла!

А через 100 лет вина князя Голицына продают на аукционах по всему миру, за ними охотятся коллекционеры. Вот, например, на аукционе «Сотбис» в Англии в 1990 г. ликерное вино «Мед с алтайских лугов» князя Голицына было продано за 35000 долларов.


До сих пор сохранилась часть коллекции князя Голицына.

Но это не единственное наследие великого российского винодела. Производятся шампанские вина, согласно его традициям и по сей день.

Самое время попробовать шампанское «Князь ГолицынЪ», чтобы хоть на толику прикоснуться к этой необыкновенной истории.